Главная страница / Культура / Духовное наследие

Духовное наследие индейцев.

Что касается духовной культуры индейцев, то она дошла до нас в форме устного творчества, танцев и музыки, предметов изобразительного искусства, записей истории и жизни инков историками-хронистами первых лет завоевания Перу. Относительно узелкового письма - кипу инков мнения ученых разделились: одни считают его своеобразной формой письма, другие - чисто мнемоническим приспособлением, тем более что даже некоторые доинкские цивилизации, в частности мочика, имели свою оригинальную систему письма, передававшую звуковую речь. Кроме того, есть свидетельства, что у правящей элиты инкского государства была своя особая письменность.

Так или иначе, но в связи с повсеместным уничтожением испанскими завоевателями верхушки инкского общества безвозвратно погибли и памятники устной традиции, легенды, исторические сведения, художественные произведения. Сохранившиеся дошли до нас в изложении испанских и местных хронистов. Удивительная книга "Первая новая хроника и хорошее правление" стала известна в 1908 г., когда ее случайно обнаружили в одной из библиотек Копенгагена. Ее автором был Гуаман Пома, принадлежавший к высшей знати инкского государства. Манускрипт Гуамана Помы состоит из 1179 рукописных страниц, из которых 456 страниц занимают рисунки с небольшими сопроводительными текстами, разъясняющими их отдельные детали. Значение этой единственной в своем роде рисованной истории инкского государства неоценимо.

Не менее знаменит труд "Реальные комментарии, сообщающие о происхождении инков", написанный также в XVI в., как и "Первая новая хроника" Помы, но написал его метис Гарсиласо Инка де ла Вега. Мать Гарсиласо была индейской принцессой из правившей инкской династии, внучкой верховного правителя инков Инки Тупак Юпанки, отец - испанским офицером, участником завоевания Перу. Отсюда и причудливое сочетание титула (Инка) с испанской фамилией отца. От матери и своих родственников-инков Гарсиласо воспринял язык кечуа и инкскую культуру. Книга "Реальные комментарии" была написана в основном со слов очевидцев и участников некоторых событий, в ней даны обширные сведения по истории и культуре инкского государства и его уничтожению испанскими конкистадорами.

Жемчужиной мировой и инкской драматургии считается знаменитая драма "Ольянтай", рассказывающая о любви полководца Ольянтая к дочери Верховного инки Пачакутека - красавице Коси Койлюр. Инки, считавшие себя детьми бога Солнца, заключали браки только в рамках своей династии. Простой смертный не смел и подумать о браке с представительницей правящей династии, так как вступившие в такой брак карались смертью. Но, тронутая великой любовью полководца, Коси Койлюр ответила ему взаимностью. Ольянтай просит у Инки руки его дочери. Инка поражен: ничего подобного не знает история его рода. Ольянтаю угрожает смерть, но он бежит в горы и начинает борьбу за свое счастье. Драма о мужественном Ольянтае, с оружием в руках выступившем против сына бога Солнца, была необычайно популярна во все времена, и до сих пор ее исполнение составляет "гвоздь" программы индейских праздников Перу.